?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Симметрия
more
rustam_gabbasov

«Крепкий забор был эстетической конструкцией. Внутри тоже развивалась эстетика, очень сложная. Любовь к завитушкам уравновешивалась симметрией завитушек. Жажда симметрии была у мещанина необходимостью справедливости. Мещанин <...> требовал от литературы, чтобы порок был наказан — для симметрии. Он любил семью, как симметрию фотографий. Обыкновенно они шли, эти фотографии, по размеру, группами в пять штук, причем верхняя была часто (почти всегда — вид, пейзаж. Помню, как одна мещанка снялась с мужем, а на круглый столик между собой и мужем посадила чужую девочку, потому что она видела такие карточки у семейных. (Здесь уже начинается нормативность мещанской эстетики.) В состав эстетики этой входят также в большом количестве кружева. Я нигде не видел столько кружев, как в мещанских домах. Кружева удовлетворяют мещанина: 1) как абстрактная симметрия бессмыслицы, 2) как заполнение пространства. Поэтому беленькие и цветные карнизы над и под мещанскими окнами строятся также по принципу элементарной симметричности, это, так сказать, древесные кружева и оборки.

Все это нужно как заполнение пространства, которого мещанин боится. <...> Между тем асимметрия, оставляя перспективность вещей, обнажает пространство.»


Юрий Тынянов. Из записных книжек.

  • 1
(Deleted comment)
Спасибо! )
Цитата очень кстати, она важная. Правда, мне в ней видится укор Тынянову, но он вовсе не занимает ту или иную сторону. Он ученый и рассматривает мещанство отстраненно, не испытывая ненависти или презирая его. Как физик, или биолог, который не питает чувств к подопытным образцам; он их просто классифицирует.

Гессе собираюсь снять с полки еще с тех времен, когда ты мне рассказывал на 1 курсе о Степном волке. :-) стыд мне, и позор великий.

  • 1