?

Log in

No account? Create an account
Есть такие книги
more
rustam_gabbasov





(Привезено из Лондона в июле.)

«Just My Type» Саймона Гарфилда — поп-типографика, если говорить по-русски. Не смог пройти мимо, оглядывая довольно скудную полку с типографическими книгами в одном из магазинов сети Уотерстоунс — потому что жанр чудной и, конечно, потому что в оформлении Джонатана Барнбрука. Прочитал 2 главы, написано живо и интересно, хотя и со многими журналистскими прибаутками, которые делают скучную тему нескучной для обывателей.

«Penguin by Design» Фила Бейнса — классика, ну а «Detail in Typography» оказалась единственной ценной книгой среди груды бессмысленно дорогих и ярких альбомов с картинками «для дизайнеров» в модном магазине Magma.

В Лондоне я носил с собой клочок бумаги со списком книг наудачу:

— Stanley Morison, First principles of typography, 2nd end, Cambridge, 1967
— Michael Harvey, Lettering design, London,1975
— Walter Tracey, Letters of credit, London, 1986
— Herbert Spencer, The visible word, London,1969
— Eric Gill, An essay on typography, London, 1931

В 3-4 букинистических в районе Сохо ничего подобного не обнаружилось, в Оксфорде благодаря моему произношению меня подвели к полке с Топографикой (карты там отличные, не поспоришь), и уже в последний день я заглянул к букинисту где-то в районе Хайгейтского кладбища, который мне доложил, что эти книги «fu**ing smart and very fu**ing expensive». Он чем-то неуловимо напоминал Чурова, уже пользованного фотожабами в декабре. Его правая рука была в гипсе, в левой он держал надкушенный калач. Достав карту с Лондонскими книжными магазинами, он добавил: «Let me show you fu**ing map and maybe... Maybe! You can find this fu**ing books in fu**ing Collinge & Clark.».

Но до Коллинж энд Кларк я уже не успел добраться, а карту с прилипшими крошками бублика и со всеми букинистическими магазинами Лондона сохранил на всякий случай — могу поделиться, если что.

«Шрифт и типографика» в Британке
more
rustam_gabbasov


Защитился. Спасибо всем!

Был хороший, рабочий год, который подарил много мыслей и знакомств с интересными людьми.

В общую студенческую брошюру я включил только один шрифт Retropecan, остальные проекты можно было увидеть в презентации на Стрелке.


Всевозможные красивые картинкиCollapse )

Снабженное штрихом
more
rustam_gabbasov
В английском языке dashed одновременно означает "снабженное штрихом" и "проклятое".

К слову
applex провел аналогию: в русском языке херовый означает "перечеркнутый крестом, похеренный" и "плохой". :-)

Защита курса «Шрифт и Типографика»
more
rustam_gabbasov
воскресенье 17 июня, в 20:00 на «Стрелке» состоится открытая защита курса «Шрифт и Типографика» Британской Высшей Школы Дизайна, на которой студенты Базовой программы представят свои лучшие работы. Уникальный курс, посвященный исключительно шрифту уже четвертый год подряд представляет результаты своей деятельности на суд профессионалов и любителей типографики. В своей программе он объединяет представителей нескольких вузов и самостоятельных дизайнеров и является открытой площадкой для всех шрифтовых гостей города. В этом году, в качестве эксперимента, пара десятков лучших шрифтов в демо-версиях станут подарком собравшимся на открытой защите на «Стрелке»."

Приходите.

Момент равновесия
publishing, book
rustam_gabbasov
Небольшая рецензия на подборку рассказов А. Чурбановой и Е. Никитина, написанная для журнала "Персонаж" №2 (вышел в мае в Уфе).

Случайное фото
more
rustam_gabbasov


Европеец. Амстердам, 2009.


(Просто перебирал архив с фотографиями — понравилось. tuzzzia сфоткала.)

"Не поддается петелька"
more
rustam_gabbasov


Из тестовых распечаток шрифта "Ретропекан".
(опыт цифрового каллиграфического шрифта).

По-немногу пробивает себе дорогу на бумаге.

"Надеюсь не быть ни на одном празднике"
more
rustam_gabbasov


Н. Н. ПУШКИНОЙ.
12 мая 1834 г. Из Петербурга в Ярополец.

Какая ты дура, мой ангел! конечно я не стану беспокоиться оттого, что ты три дня пропустишь без письма, так точно как я не стану ревновать, если ты три раза сряду провальсируешь с кавалергардом. Из этого еще не следует, что я равнодушен и не ревнив. Я отправил тебя из Петербурга с большим беспокойством; твое письмо из Бронницы еще более меня взволновало. Но когда узнал я, что до Торжка ты доехала здорова, у меня гора с сердца свалилась, и я не стал сызнова хандрить. Письмо твое очень мило; а опасения насчет истинных причин моей дружбы к Софье Карамзиной очень приятны для моего самолюбия. Отвечаю на твои запросы: Смирнова не бывает у Карамзиных, ей не встащить брюха на такую лестницу; кажется, она уже на даче; графиня Соллогуб там также не бывает, но я видел ее у княгини Вяземской. Волочиться я ни за кем не волочусь. У меня голова кругом идет. Не рад жизни, что взял имение, но что ж делать? Не для меня, так для детей. Тетка вчера сидела у меня, она тебя целует. Вчера был большой парад, который, говорят, не удался. Царь посадил наследника под арест. Сюда ожидают прусского принца и много других гостей. Надеюсь не быть ни на одном празднике. Одна мне и есть выгода от отсутствия твоего, что не обязан на балах дремать да жрать мороженое. Пишу тебе в Ярополец, где ты должна быть с третьегодняшнего дня. Кланяюсь сердечно Наталье Ивановне, целую тебя и детей. Христос с вами.
Знаешь ты, что княгиня Мещерская и Sophie Karamzine едут за границу? Sophie уж плачет недели две, вероятно я довезу ее до Кронштадта.



Письма Александра Сергеевича – лучшая терапия в суровых буднях.
Я их открываю случайно, и читаю одно. В независимости от настроения, внутри меня что-то происходит. Если грустен, начинаю ржать, как конь. Если весел, принимаюсь грустить. И так далее.

Принтскрин: "палитра"
more
rustam_gabbasov











Фрагмент эскиза ко второму большому стенду (1,2 м×1,2 м).

Каллиграфический просмотр в Британке
more
rustam_gabbasov
Немного картинок с просмотра курса "Шрифт и типографика".

Понахватали троек :-P



Ватман, тушь, многоCollapse )

Принтскрин: линии и линии
more
rustam_gabbasov







Фрагменты эскиза к большому стенду (1,2 м×1,2 м).

В поисках идеала
publishing, book
rustam_gabbasov




Заметки на полях новой книги В. Г. Кричевского "Идеальный дизайн".

(Подумал было отправить рецензию в какой-нибудь журнал или сайт, но потом понял, что попросту некуда. Поэтому публикую текст на своей площадке).

СТА + ЛЬ
more
rustam_gabbasov




Из жизни лигатур.
(Каллиграфический шрифт в работе. Поиск кириллических связок).

Ранняя весна в Москве
more
rustam_gabbasov



В Орехово-Борисово встречаются такие девушки.









Еще немного ЦАО, Пресни и Армянское кладбищеCollapse )

Николаевская мужская гимназия
publishing, book
rustam_gabbasov
Еще немного Царского села из весенней поездки.
(проявил последний ролик)

Здание Императорской Николаевской гимназии, где с 1896 по 1906 г. директорствовал И. Ф. Анненский.



Еще несколькоCollapse )

"Персонаж": скребем по сусекам!
more
rustam_gabbasov
Оригинал взят у lelya_shushik в "Персонаж": скребем по сусекам!
Итак, работа над 2-м номером "Персонажа" медленно, но верно катится к своему завершению. Однако журнал по-прежнему нуждается в материальной поддержке: к самоокупаемости мы стремимся, но это дело небыстрое - это, думаю, сегодня ясно всем. И если Вы хотите поддержать наш - без ложной скромности - интересный и перспективный проект, мы будем рады поместить Вашу фамилию рядом со словами нашей искренней благодарности на 1-й странице 2-го номера.
Номер Яндекс-кошелька: 4100164893020.
А можно напрямую связаться с редакторами - мной или Кристиной Абрамичевой.
Перепост, понятное дело, приветствуется.

Завтра в кино
more
rustam_gabbasov




Газета "Вечерняя Москва", март 1968, четверг.

"Персонаж" №2
publishing, book
rustam_gabbasov
Готова обложка. Номер формируется.


Иллюстратор - Светлана Кальдина (ateh008)

Мелкими шагами, но становимся проще.

Читали старые газеты
more
rustam_gabbasov


"Труд", 13 октября 1986 года.

ВСЕМ, КТО ХОЧЕТ КУПИТЬ КНИГУ КРИЧЕВСКОГО
more
rustam_gabbasov
Оригинал взят у yurigordon в ВСЕМ, КТО ХОЧЕТ КУПИТЬ КНИГУ КРИЧЕВСКОГО
Завтра, в воскресенье,
15 апреля,
с 12:00 до 12:30

ВЛАДИМИР КРИЧЕВСКИЙ

БУДЕТ ЖДАТЬ ВАС

НА СТАНЦИИ МЕТРО
КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ
В ЦЕНТРЕ ЗАЛА.

ГОТОВЬТЕ 150 РУБ.
И НЕ ОПАЗДЫВАЙТЕ

Владимир Кричевский на фото слева.
Вчера на станции Красногвардейская.

VK_and_YuG

Фото Александра Забрина

Цвет обложки "Литературных памятников"
more
rustam_gabbasov
Советский паспорт образца 1953 года Воинские повести Древней Руси. Серия "Литературные памятники", 1949 год.


См. [ М. Л. Гаспаров "Записи и выписки", 373 ]:
Запись "Литературные памятники".
Цвет серии определили советские паспорта - на обложки был пущен избыток материи, шедший на паспорта. Изменилась форма паспортов - начались перебои с оформлением. А на "Памятники науки", тремя годами раньше, шла материя импортная, был 1945 трофейный год. <...> (От Б. Ф. Егорова).


Не пожалел времени и нашел в сети такие картинки (см. выше). Паспорт - 1953 года, еще не красный, а книга выпущена на 4 года раньше - в 1949. Но ведь и правда похоже!

Это все помня о посте Юрия Гордона про Академическую гарнитуру, где он замечательно передает воспоминания из детства и, в частности, пишет про цвет обложки Литпамятников.


Белым по черному
more
rustam_gabbasov

Автор надписи: Константин Грознов


Я давно не выкладывал новостей из жизни курса «Шрифт и типографика» в Британской школе дизайна. Ниже — рассказ о совместном проекте группы компаний «Афиша-Рамблер» и Школы, который называется «Каллиграфическая навигация».

Много, много, много фотографийCollapse )

Деревья Екатерининского парка
more
rustam_gabbasov




Они жестикулируютCollapse )

Духи Екатерининского парка
publishing, book
rustam_gabbasov








+ 4 существаCollapse )

Сентиментальная география
publishing, book
rustam_gabbasov
Город Уфа, каким я его запомнил,





Салават, какой он есть,





Москва, которую я знаю,





...вижу,





...и люблю,





Амстердам, который Амстердам,





Мадрид, где я видел чудо: пойманные человеком воздух и свет,



...и все эти точки на картеCollapse )

Плакаты для друзей
publishing, book
rustam_gabbasov
Для Бориса Кутенкова и клуба им. Джерри Рубина (Москва)


70×100




Для поэтического квартирника Ольги Левиной, Варвары Малыгиной и Екатерины Делидон (Уфа).


70×100

Прямо поэтический март. Я не подгадывал, но — два вечера, две афишки, в моем любимом ритме, для самых разных людей.

Товарищи поэты, прозаики и публицисты! Будьте бдительны! Ваши творческие вечера, книги и книжечки, а также конференции, биеннале и фестивали, слэмы и квартирники, акции и события требуют веселых, мрачных, интересных, необычных, сумасшедших и сдержанных дизайнов! Я с удовольствием погружусь в ваши проблемы и за день, и за месяц до события или выхода книги, и помогу совершенно бесплатно, но с одним условием: если вы пришлете мне фотографию напечатанного плаката, книги или афиши, ну что там еще бывает. У меня простая и запоминающаяся почта: rustam@gmail.com. Пишите, не стесняйтесь.

H/h
more
rustam_gabbasov


Исследование базовых пропорций шрифта (соотношение прописной и строчной "H"). Безымянный гаральд, многократное увеличение в фотошопе. Видимо, середина XVI века )

“The old guys stole all our good designs”
more
rustam_gabbasov
«Посмотрите такой-то проект Лукаса (де) Гроота».

Все чаще слышу это, когда студенты показывают эскизы с идеями шрифта преподавателям. Надо сказать, высказывание Фредерика Гауди относительно великого Бодони («Эти старперы украли все наши лучшие идеи») в нашем случае вполне можно перенести на Лукаса (де) Гроота. Ну, и на Эмигре конечно, куда же без Эмигре.

:-)

Правила
more
rustam_gabbasov

нет слов
more
rustam_gabbasov


Владимир Венедиктович Ефимов
06.05.1949–23.02.2012

Always we begin again
more
rustam_gabbasov
И еще Евгений Максович Добровинский:



+ немного фотографийCollapse )

Process #3
type-R
rustam_gabbasov



Леттеринг (логотип билингва). Эскиз в работе.
(Жирно-фломастерное требовалось, но без художеств).



Первый опыт леттеринга непосредственно в Фонтлабе, а не в Иллюстраторе. Стало понятно, что в Иллюстратор при таких задачах больше не вернусь. )
Все-таки, за обработку Безье Фонтлабу можно простить многое, даже неожиданные кульбиты с интерфейсом, слетающие шорткаты и другие мелочи. Они и правда мелочи.


Письмо
more
rustam_gabbasov




Попробовал проделать задание А. В. Тарбеева, начав с латиницы.

Сверху вниз:
1. Римское монументальное письмо (I век)
2. Рустика
3. Рустика минускульное
4. Унциал
5. «Полуунциал»
6. Каролингский маюскул
7. Каролингский минускул
8. Готическое письмо (Текстура)
9. Текстура — заглавные
10. Гуманистический минускул
11. Ренессансный курсив

В основном, конечно, дико. Но тут каллиграфия ни при чем (писал за вечер, в один присест без черновиков) — хотелось моторики. Попутно открыл, что большинству прописей следовать не нужно, порядок дуктов определяет интуиция (короче, как удобно, так и пиши). Римское монументальное — самое сложное, буквы-здания, сплошная форма. Этим буквам — пространство и объем. А вот ближе к Карлу Великому пошла занятная чехарда: пиши и пиши, главное успеть переписать как можно книг в своей келье. Здесь (в рустике-уницале-манускриптах) главное содержание, которое нужно передать с помощью алфавита, а не его красота. Разброс в наклоне пера в 10-45-60 градусов приоткрывает возможность к фантазии. Форма разбалтывается, то упрощаясь, то усложняясь. И к Возрождению — форма и содержание приходят в гармонию (курсив, в сущности, не так сложно писать, в отличие от римского монументального, где буквы словно бы лишь идеальные чертежи для выбивания, вырезывания и так далее).

Конечно, здесь 2 тысячелетия письменности лишь условно: все формы в той или иной степени осовременены авторами учебников по каллиграфии.

Еще немногоCollapse )

neue werbung ("новый рекламист")
more
rustam_gabbasov
Выходил такой журнал в 1970-1980х годах в ГДР-СССР. Насколько я знаю, пользовался большой популярностью у дизайнеров (кстати, в номерах, которые мне сегодня попали в руки, некоторые картинки заботливо вырезаны :-) ), при этом был редкостью.



Я тоже вырезал кое-чтоCollapse )

«Мне скучно, бес»
more
rustam_gabbasov


Из эскизов к «Фаусту» Сокурова.

В субботу посмотрели с Наташей «Фауста» в Художественном. Получилось, как я люблю — особенно не планируя, ничего не читая о фильме, не смотря никаких трейлеров. Мельком. И не разочаровались: фильм из рода тех вещей, которые останутся со мной навсегда.

(Ну то есть уже не навсегда, если я это рассказал.)

Разговоры сокуровского мученика (мученик, кстати, ловко побивает камнями Мефистофеля в финале) не оставляют равнодушным не из-за магии кино (кино ведь дьявольски легко выбивает почву из-под ног, соответственно и окрыляет также непринужденно), а именно из-за их пугающей близости, «не-магии» (голос доктора Ф. еще не бормотание соседа за стеной, но уже хор безумцев на улицах, в метро, в путешествиях, хор, вполне уловимый слабым чутьем: некоторые про него говорят — «мне атмосфера не очень»).

Как человеку, не первый год читающему Библию не дальше масленичной веточки в клюве голубя, мне фильм не мог не понравиться; некоторые эпизоды я прокручиваю в голове и записываю себе здесь, чтобы не потерять.

Вот ступор Фауста после первой же строчки «Вначале было слово» — ведь это же удивительно, как это вообще принять? Повторив ее пять раз, герр профессор с трудом размышляет: «Почему слово? Почему слово, а не смысл?...».

Или — ответ Фауста на замечание Маргариты: «А зачем вообще нужна наука, если она ничего не объясняет?» — «Чтобы заполнять пустоту. Вот вы ведь наверняка вышиваете? Так и я — это необходимая работа, заполнение пустоты». Если не ошибаюсь, в сборнике писем М. Л. Гаспарова («Новое изд.») приводится письмо, где М. Л. рассказывает, как во время изнурительного подсчета каких-то ритмических или же смысловых деталек при переводе поэтического текста, словом, ежедневной работы, он иногда присаживался на пол в пустом номере в гостинице университетского городка, и пересчитывал соринки на ковре. «Проверенный метод», — замечает великий ученый в письме (цитирую по памяти).

Метод от пустоты или от одиночества, ровно такой же как и метод ребенка, бесцельно разматывающего шерстяной клубок (уже не собрать в целую вещь, но пусть), или же ковыряющего тупым ножом облупившуюся краску на крыльце дома. «Дело», «действие» — чтобы заполнить пустоту и не умереть — в какой-то момент жизни превращается в деятельность, без которой ты чувствуешь себя плохо.

Интересно, что Мефистофель у Сокурова — не язвительный партнер бога, а сила, которой не нашлось подобного дела, необходимой работы, которая подпитывает познание (может быть поэтому, в отличие от гётевского дьявола, у Сокурова черт-ростовщик такой рассеянный?). Где, кстати, рутина, и где — уже познание?..

Наотмечав для себя эти экстремумы, я еще больше запутался.

И что-то еще было, важное, но уже унеслось с суетой и бестолковщиной дней.

«Для этого нужно немного поупражняться... Лет десять»
publishing, book
rustam_gabbasov


Евгений Максович Добровинский в Британке. :)

+ 5Collapse )

Просмотр курса «Шрифт и типографика» в Британке
more
rustam_gabbasov



Сегодня в Британке состоялся просмотр результатов после первого семестра у курса «Шрифт и типографика».

Как это былоCollapse )

Остенгрупп рассказывает и показывает
more
rustam_gabbasov

Лекция Ostengruppe from ZOLOTOgroup on Vimeo.



Лекция Ostengruppe, посвященная открытию выставки в ММСИ.

Найдено у iack_nolev.

(Сейчас поймал себя на мысли, которую все не мог сформулировать, разглядывая плакаты этой клёвой команды на выставке. «Всё это уже было», — думал я. :-) На самом деле Остены настолько мощно и объемно заняли и обустроили плакатную и дизайнерскую нишу, что породили жанр, и подражателей, и постоянное цитирование во всяких дизайн-книжках и журналах. Отсюда и ощущение, что видишь виденное, хотя это как упрекать Пушкина, что он пишет как Пушкин. А «лекция» замечательная: понятно, что ни о каком «обустройстве» и тем паче «занятии» какой-то там ниши речь не шла — люди жили собой, а не профессией. Это классно.)

TypeDesignClass: просмотр первого семестра
more
rustam_gabbasov


Приходите.


Плакат нарисовали ToTwo (Яна и Андрей).


О «Персонаже»
more
rustam_gabbasov


<...>
Для чего нужен «Персонаж»? Я думаю, именно сегодня (не пять лет назад, когда такого рода издания появлялись пачками – и умирали естественной смертью) для него есть ниша. Что-то разладилось в нашем литературном королевстве. <...> Открытость журналов и издательств к новым именам всё более превращается в миф. Один хороший знакомый, квалифицированный читатель (можно сказать так), спросил у меня: «А зачем, допустим, Ольге Елагиной, автору с именем и со связями, отдавать свою прозу чуть ли не в самиздат?..» Он не заметил, что сегодня даже и лауреаты «Дебюта» (называю эту регалию с потолка, для примера) начинают ощущать дефицит площадок для высказывания.

Должен появиться «средний слой». Представим, что наверху – давно сложившиеся, авторитетные, иногда даже денежные издательские и журнальные проекты. Внизу – огромная интернетовская помойка, море самиздата, сделанных на коленке графоманских брошюрок, не представляющей никакой ценности макулатуры, размноженной на принтере.

Должна появляться середина.



Игорь Савельев пишет о «Персонаже» для уфимского журнала «Бельские просторы».